Нарды — это древняя восточная игра. Имя изобретателя и родина этой игры скрыты от нас в глубине веков.
Люди играют в эту игру уже более 6000 лет, чему есть исторические доказательства. Самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии и датируется 5000 лет до н. э, аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV в. до н. э.).
В этой статье не будем описывать правила игры, а расскажем лишь о ее терминологии.
«Голова» - начальное расположение шашек.
«Дом» - последняя на маршруте четверть доски, куда должны быть собраны все шашки, прежде чем игрок может их выбрасывать.
«Домашний марс» - игрок выбросил все шашки, а его соперник только вошел в свой дом всеми шашками, не успев выбросить ни одной.
«Запертая шашка» - шашка, перед которой выставлены шесть шашек соперника
«Зары» - кубики (игральные кости) - выполнены из кости или пластмассы, с нанесенными на гранях, с помощью символов точек чисел от одного до шести.
«Зарядить» - ввести в игру шашку, находящуюся на бортике
«Кестум» - слово-сигнал, произносимое одним из игроков, с целью остановить или объявить недействительным бросок зар, выполненный другим игроком.
«Дубль» - показание зар (кубиков), если на них обоих выпало одинаковое число точек.
«Поправляю» - термин обозначающий, что игрок не собирается ходить шашкой, а только поправляет ее.
«Выбрасывать» - означает делать такие ходы шашками, чтобы шашка оказалась за пределами дома.
«Марс» - ситуация выигрыша, когда проигравший соперник не успел выбросить ни одной шашки.
«Оин» - ситуация выигрыша, когда проигравший соперник выкинул хотя бы одну шашку.
«Шешдар» - игровая ситуация, когда существует запертая шашка
Название комбинаций чисел:
ду-шеш - 6:6
ду-беш - 5:5
дур-чар - 4:4
ду-сэ - 3:3
ду-бара - 2:2
яган - 1:1
шеш-беш - 6:5
шеш-чар - 6:4
шеш-сэ - 6:3
шеш-ду - 6:2
шеш-як - 6:1
пянджи-чар - 5:4
пянджи-сэ - 5:3
пянджи-ду - 5:2
пянджи-як - 5:1
чари-сэ - 4:3
чари-ду - 4:2
чари-як - 4:1
сэ бай ду - 3:2
сэ-як - 3:1
ду-як - 2:1